Дидактическая игра "Чудо-дерево"

10.03.2022

Дидактическая игра "Чудо-дерево"

 Для более эффективной работы по исправлению речевых отклонений у детей с ОНР - уровня разработано   дидактическое пособие, которое представляет собой обклеенный плёнкой картонный лист, прикреплённый двухсторонним скотчем к стене. Для работы с дидактической игрой изготавливаются картинки-пособия из плотного картона, вырезаются изображения овощей, фруктов, растений, птиц, виды транспорта, снежинки, одежда, посуда и др. Для прочности каждая картинка ламинируется.

В соответствии со временем года «Чудо-дерево» может быть летним, осенним, зимним и весенним. (Зеленого цвета – весна, лето, жёлтого – осень, белого – зима).

Такое дерево является наглядной иллюстрацией сезонных изменений «дерево времен года». Можно обсудить, почему «Чудо-дерево» было все в снегу, а сейчас набухли почки. Почему осенью листочки желтые? и т. д.

В эту дидактическую игру можно включить, практически все темы, которые осваиваются детьми дошкольного возраста. Это дает большой простор для развития всего комплекса понятий, составляющих речь.

Цель:

·         формировать грамматический строй речи через использование дидактической игры, активизировать словарь, поддерживать интерес детей, развивать мыслительные процессы.

·         Логическое несоответствие. Может, ли это расти на самом деле? Почему?

·         Дифференциация звуков. Например: свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых при развешивании картинок.

·         Выделение звуков в слове. В начале, середине, конце, например: гласных и согласных, звонких и глухих, при развешивании картинок

·         Части речи. Что или кто висит на «Чудо – дереве»? Какой предмет висит на дереве? Классификация предметов. Ориентируясь на предметы на дереве, можно обсуждать такие вопросы, как «Что съедобно и несъедобно? Летает или не летает? Живое – неживое?» и т.д.

·         Обобщающие понятия. Овощи или фрукты? Обувь или одежда и т.д.

·         Формирование счетных навыков. Сколько всего птичек сидит на дереве? Сколько справа? Сколько слева? Где и кого больше?

·         Отрабатывать грамматические категории

Дидактическая игра «Чудо-дерево» многофункциональна и удобна, учитель-логопед и ребёнок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку, убрать, заменить.

Ее можно использовать на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Названы далеко не все понятия, категории и темы, которые можно играть с детьми дошкольниками.

 

  «Зимующие птицы» (Рисунок 1).

А у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

А на ветках птицы:

Воробей, сорока,

Ворона и дятел,

Снегирь и синица.

Зимуют у нас эти

Чудные птицы.

Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.

Игра «Скажи кого нет?»

Человеческие дети

Знают всех птиц на свете.

Все они зимуют, верьте.

Закрывайте глазки детки!

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Открыв глаза, дети должны сказать: Кого нет на дереве? (На дереве нет сороки, воробья, синицы и т. д.)

Игра «Кто как голос подает?»

Отвечай, да поскорей

Кто, как голос подает?

Цель: расширять словарный запас детей.

Синица – тенькает; сорока – стрекочет, трещит; воробей – чирикает; снегирь – свистит и т. д.

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай –

Да словечко приласкай.

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирёк и т. д

Игра «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ

Кто-то знает, кто-то нет.

У сороки белые бока, поэтому ее называют ... белобока.

У синицы грудка жёлтая, … желтогрудая.

У дятла длинный клюв, … длинноклювый.

У снегиря грудка красная, ... красногрудый.

У воробья тонкие лапки, … тонколапый.

2 вариант: «Объясни словечко»

Почему красногрудый, желтогрудая, длинноклювый, белобокая, тонколапый.

Игра «Горячий – холодный»

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы.

Воробей маленький, а ворона – большая.

У синички хвост маленький, а у сороки – длинный.

Сорока тяжелая, а воробей – легкий.

У синички клюв тонкий, а у дятла – толстый.

Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»

Чья у птицы голова?

Подскажи скорей слова.

Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

У вороны – (воронья, вороний), у воробья – воробьиная и т. д.

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного

Был один, а станет много.

Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Воробей – воробьи – воробьев               сорока – сороки – сорок

Синица – синица – синиц                         ворона – вороны – ворон

Снегирь – снегири – снегирей                  дятел – дятлы – дятлов

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. (Снегирь синичка дятел, сорока).

Игра  «Сравни птиц с людьми и животными»

Человеческие дети

Знают все на свете.

У человека – дети, а у птицы – птенцы.

У человека – нос, а у птицы – клюв.

У человека – ноги, а у птицы – лапы.

У животного – шерсть, а у птицы – перья.

Игра  «Что умеют делать птицы?»

Что умеют  делать  птицы?

Кто  ответит  мне  сейчас?

Ну-ка,  быстро  отвечай-ка 

5----4-----3-----2-----раз!

Цель: активизировать глагольный словарь детей.

Сорока (летает, стрекочет, прыгает, клюет…)

Воробей, синица, дятел, воробей.

Игра «Дятел»

Логопед отстукивает разные ритмы, а ребенок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.

Расскажи о своей любимой зимующей птице, не называя ее.

Ребенок рассказывает о своей любимой зимующей птице, говорит, какого она размера, какого цвета у нее оперение, где она живет и чем питается. Другие дети отгадывают, о какой птице шел разговор.

Цель: учить составлять описательный рассказ.

Фрукты

Рисунок 2

А у наших у ворот

Чудо-дерево растет!

Что за фрукты созрели на нем?

Растут ли эти фрукты на дереве одном?

Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?

Игра «Что где растет»

Есть всего один ответ,

Кто-то знает, кто-то нет.

Где растет яблоко, слива, груша и т. д.

Запомни: на дереве фрукты растут.

Лимон на лимоне, яблоки на яблоне, абрикосы на абрикосе, груши на груше и т.д.

Цель: расширять словарный запас детей.

Игра «Прядки»

Повадились вороны фрукты воровать.

Понравилось им в прядки с нами играть.

Вот и новая игра, начинать ее пора!

Чего нет? Дай ответ.

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Открыв глаза, дети должны сказать: Чего нет на дереве? (Яблоки, груши, сливы, апельсина и т. д.)

Игра «Подбери слово»

Дети все на свете знают

Что каким у нас бывает

Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.

Груша какая? – Сочная, сладкая, зеленая, хрустящая… (яблоко, слива, апельсин, лимон, персик)

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай

Да словечко приласкай.

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов (яблоко – яблочко; лимон – лимончик и т. д.).

Игра «Жадина»

Цель: закрепить сочетание притяжательных местоимений с существительными мой, моя, мои, мое. (Моя груша, мой лимон, апельсин, мое яблоко, мои фрукты)

Игра «Из чего – какой?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его.

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования. (сок из яблок – яблочный, из груш, апельсин, слив и т. д.

варенье из яблок, груш, слив, апельсин и т. д.)

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного

Был один, а станет много.

Цель: учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Яблоко – яблоки – яблок; груша – груши – груш и т. д.

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепить  в речи детей согласование существительных с числительными (1, 2, 3, 4, 5 – груш, яблок, слив и т. д.  ).

 

Игра «Какого цвета предмет?»

Что у нас какого цвета

Мы расскажем вам об этом:  красное – яблоко, оранжевый – апельсин,    желтый – лимон, зеленая  груша,  фиолетовая – слива.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепить название основных цветов.

Игра «Магазин»

Купите фрукт, чудесный фрукт!

Скажите лишь четыре слова –

Покупка к завтраку готова!

Цель: учить составлять описательный рассказ.

Игра «Раздели слово ладошками». (Словарь по теме)

Со словами мы играем,

Их хлопками разделяем.

Игра «Что лишнее»

Цель: учить детей исключать лишнее. (Рисунок 3).

Овощи

Рисунок 4

А у наших у ворот Чудо-дерево растет

Сколько разных овощей на нем растет

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть капуста и салат –

Наше дерево -ну просто клад.

Если слушал ты внимательно

Запомнил обязательно.

Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?

Игра «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ

Кто-то знает, кто-то нет

Что растет в земле, а что на грядке

Подскажите мне ребятки?

Цель: расширять словарь детей, учить правильно употреблять предлоги.

Игра «Подскажи словечко»

Дети все на свете знают

Что, каким у нас бывает.

Морковь, какая? – вкусная, сочная, длинная, хрустящая, оранжевая…

Огурец, какой? – (помидор, лук, капуста и т. д.)

Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовать прилагательные с существительными в роде и числе.

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай

Да словечко приласкай

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Морковка – морковочка; огурец – огурчик; помидор – помидорчик; капуста – капусточка, горох –, перец – , редис – , чеснок – и т. д.

Игра «Горячий – холодный»

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепить умения образовывать слова антонимы.

Помидор круглый, а морковь продолговатая

Помидор красный, а морковь…

Помидор мягкий, а морковь…

Помидор кислый, а морковь…

У помидора внутри семечки, а у моркови…

Помидор растет на земле, а морковь… (в земле)

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Сок из моркови – морковный; пюре из картошки – картофельное; запеканка из капусты – капустная; салат из овощей – овощной; пюре из тыквы – тыквенное, салат из огурцов – огуречный.

Игра «Какого цвета предметы?»

Что у нас какого цвета

Мы расскажем вам об этом

Цель: учить подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепить название основных цветов.

красный – (помидор)

оранжевая – (морковь)

желтая – (репа)

зеленый – (огурец, горох)

коричневый – (картофель)

Игра «Жадина»

Цель: закрепить употребление притяжательных местоимений с существительными: мой, моя, мои. (Моя репка, мой горох, мои помидоры и т.д.).

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного

Был один, а станет много

Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Огурец – огурцы – огурцов, помидор – помидоры – помидоров и т. д.

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем

Хорошо мы все считаем

Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.

Один огурец, два огурца, три…, четыре, пять огурцов. (Морковка, помидор, горох и т. д.)

Игра «Подскажи словечко»

Я хочу с вами дети поиграть

Подскажите, как нужно с грядки урожай собрать?

Цель: активизировать глагольный словарь детей (таскают, копают, срезают, рвут)

Игра «Прятки»

Вот и новая игра, начинать ее пора!

Чего нет? Дай ответ

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Игра «Волшебники»

Покрутились, покружились

В овощи вы превратились.

Кем ты будешь? (Капустой, морковкой, помидором и т.д.)

Игра «Магазин»

Купите, огурец (помидор, свеклу, капусту и т.д.) для салатаХочу такой сайт

Скажите лишь четыре слова – покупка к завтраку готова! (по цвету, форме, величине, вкусу).

Цель: учить составлять описательный рассказ.

Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).

Со словами мы играем

Их хлопками разделяем

Посуда

Рисунок 5

А у наших у ворот

Чудо-дерево растет

И на ветках чайник

Чашка и тарелка

Ложка, вилка и ведро

И кастрюля зацепилась

С поварешкой заодно

Это все посуда дети

Называйте поскорей

Что важней и что нужней!

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Посуда из дерева – деревянная; из стекла, хрусталя, фарфора, металла, пластмассы и т. д.

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай

Да словечко приласкай.

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного

Был один, а станет много

Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем

Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.

Игра «Горячий – холодный»

Мы сейчас откроем рот

Чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы и умение их образовывать.

Сковорода тяжелая, а половник легкий.

Кастрюля большая, а чашка – …

Кувшин высокий, а стакан – …

Блюдце мелкое, а миска – …

Игра «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ

Кто-то знает, кто-то нет.

Соль лежит в (солонке).

Хлеб лежит в (хлебнице).

Сахар лежит в (сахарнице).

Масло лежит в (масленке).

Салат лежит в (салатнице).

Селедка лежит в (селедочнице).

И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде).

Игра «Скажи чего нет»

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Открыв глаза, дети должны сказать,  чего нет на дереве? (На дереве нет кастрюли, ложки, стакана, вилки и т. д.)

Игра «Для чего они нужны?»

Есть всего один ответ

Кто-то знает, кто-то нет

Ложка – чтобы есть суп;

Нож – …

Тарелка – …

Сковородка – …

Вилка – …

Чашка – …

Кастрюля – …

Чайник – …

Скажешь о посуде красивое словечко –

За каждое словечко получай сердечко.

Цель: Учить составлять описательный рассказ.

Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).

Со словами мы играем,

Их хлопками разделяем.

Обувь

Рисунок 6

А у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Вместо фруктов на ветках обувь

Игры с обувью играй,

Их по картинкам вспоминай.

Если решили пойти погулять,

Что будем на ноги мы обувать?

Туфли, ботинки, кроссовки и боты.

Валенки, кеды выберет кто-то.

Кто-то резиновые сапоги

Быстро наденет на обе ноги.

Летом наденем мы босоножки,

Будет не жарко маленьким ножкам.

А если на улицу мы не выходим,

В тапках домашних по дому мы ходим.

Знаю я: обувью мы называем

То, что на ноги мы обуваем.

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его.

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Ботинки и туфли из кожи – кожаные.

Валенки и тапки из войлока –

Сапоги из резины –

Домашние тапочки из меха –, тапки из вельвета –, ботинки из замши – .

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного.

Был один, а станет много.

Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог, четыре пары сапог, пять пар сапог (тапочки, ботинки, туфли, валенки и т. д.)

Игра «Прятки»

Вот и новая игра, начинать ее пора!

Чего нет? Дай ответ. (Сапог, туфлей тапочек и т.д.)

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Игра «Кто где?»

Что вверху здесь слева? Справа?

А внизу кто слева? Справа?

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай

Да словечко приласкай.

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игра «Подарки»

Снеговику и бабочке по паре подари –

Зимнюю и летнюю обувь подбери.

Игра «Подбирай, называй, запоминай»

Есть всего один ответ

Кто-то знает, кто-то нет.

Цель: уметь подбирать и называть как можно больше слов-действий.

Обувь на фабрике (что делают?) – придумывают, моделируют, шьют.

Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает?) – выбирает, примеряет, покупает.

Ухаживая за обувью, человек (что делает?) – моет, чистит, вытирает, сушит.

Игра «Четвертый лишний»

Сандалии, туфли, сапоги, брюки.

Обувь моют, стирают, носят, протирают.

Обувь шьют, моют, гладят, чистят.

Игра «Магазин»

Обувь ты выбрал?

Подаришь по слову картинкам

– покупка готова!

(по цвету, величине, назвать части обуви, зимняя, летняя).

Цель: Учить составлять описательный рассказ.

Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).

Со словами мы играем,

Их хлопками разделяем.

Одежда

Рисунок 7

А у наших у ворот

Чудо-дерево растет

Мы одежду называем,

Называем все, что знаем:

шапка, шляпа и пальто

платье, шорты, юбка, шуба,

И про брюки не забудем

Мы одежду называем

Называем то, что знаем.

Игра «Скажи чего нет»

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Открыв глаза, дети должны сказать, чего нет на дереве? (на дереве нет, шапки, платья и т. д.)

Игра «Наоборот»

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы и умение их образовывать.

Хочет Золушка попасть во дворец на бал.

Нужно, чтоб ее наряд подходящим стал.

Мы волшебной палочкой взмахнем, будет все наоборот.

Дети, помогайте, слова подбирайте:

Было платье старым, мятым и дырявым,

Станет платье новым, отглаженным и целым.

Узкий воротник станет широким вмиг,

И большой карман не нужен, станет маленьким он тут же,

А рукав короткий в длинный превратить сумеем.

Жесткий пояс очень мягким будет;

И про ткань на платье не забудем:

Темный, толстый материал светлым, тонким стал.

Грустной Золушка была – стать веселой смогла.

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай

Да словечко приласкай.

Цель: закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игра «Из чего сделано?

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Игра «Какого цвета предметы?»

Что у нас какого цвета?

Мы расскажем вам об этом.

Цель: учить подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет, закрепить название основных цветов. (Красный – шарф, красное платье, красная кофта.)

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного

Был один, а станет много.

Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах (носок – носки – носков, платье – платья – платьев и т. д.)

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.

1 майка , 2 майки, 3 майки, 4 майки, 5 маек

1 платье, 2 платья, 3 платья, 4платья, 5 платьев.

Есть всего один ответ,

Кто-то знает, кто-то нет.

 

Золушка чудесное платье примеряла и с названиями деталей весело играла (воротник, рукав, манжет, пояс, карман, пуговица, застежка.)

О теплом пальто лишь замолвите слово –

Мы будем к морозам готовы.

Цель: учить составлять описательный рассказ.

Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).

Со словами мы играем,

Их хлопками разделяем.

Зима

Рисунок 8          

Рисунок 9

Ранняя весна

Игра «Что где?»

Что вверху здесь слева? Справа?

А внизу что слева? Справа?

Рисунок 10       

Рисунок 11

«Перелетные птицы»

Бабочка, муха, комар,

Кузнечик и шмель.

Стрекоза, жук, пчела,

Которая мед нам с тобой принесла.

С ними мы знакомые:

Это – насекомые.

Золотая осень

Рисунок 12       

Рисунок 13

Грибы

Пришла без красок

И без кисти,

И перекрасила

Все листья.

Игра «С какого дерева листок»

Литература:

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург. «СОЮЗ» 2001.

Э. М. Курицына, Л.А. Тараева. Большая книга занятий по развитию речи. Москва «РОСМЭН» 2008.

О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно! Санкт-Петербург, 2005.

О.В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками.

Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы № 1, 2, 3, 4. ООО «Издательство ГНОМ и Д»

З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Л.Н.Смирнова, С.Н.Овчинников. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. Мозаика – Синтез. Москва, 2009.

Л.Н.Смирнова. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет. Мозаика-Синтез. Москва, 2009.

Журнал «Логопед» №1 2009. Речевые игры. Л.Я. Грунская, учитель-логопед, г. Таштагол. Кемеровской обл.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».