Взаимодействие ДОО с родителями (законными представителями) детей.
В соответствии с Законом, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.
Свою работу с родителями (законными представителями) мы строим в соответствии модели взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок является ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми. Поэтому девиз работы с родителями (законными представителями) у нас такой «Родители + Дети + Детский сад= Сотрудничество».
При взаимодействии педагогического коллектива МБДОУ «Хоринский детский сад «Тополёк» с семьями воспитанников решаются выделенные нами как приоритетные, следующие задачи:
· повышение педагогической культуры родителей;
· приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
· изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
· изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для их решения используем следующие методы:
· индивидуальное или групповое консультирование;
· просмотр родителями занятий и режимных моментов;
· привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
· анкетирование;
· опрос;
· беседы с членами семьи;;
· анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему.
Еще до поступления ребенка в детский сад устанавливаем первые контакты между семьями и педагогическим коллективом:
· Родители с детьми приглашаются в детский сад для знакомства с развивающей средой, особенностями работы;
· Оформляется договор об образовании при приеме детей по образовательным программам дошкольного образования.
Выстраивая модель социального партнёрства: «РОДИТЕЛЬ-РЕБЁНОК-ПЕДАГОГ», педагоги детского сада ищут новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наряду с традиционными формами взаимодействия, педагоги ДОУ используют современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.
· Информирование родителей о ходе образовательной деятельности:
· Дни открытых дверей
· Родительские собрания
· Групповые и индивидуальные консультации
· Выставки детского творчества
· Информационные стенды
Особой популярностью среди родителей пользуются дни открытых дверей. Вовремя которых, родителям предоставляется возможность принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми: лепить, рисовать, заняться аппликацией, конструировать.
Чтобы заинтересовать родителей педагоги ДОУ применяют новые формы проведения родительских собраний - круглый стол, дискуссионный клуб, родительская гостиная, на которых родители имеют возможность высказать свою точку зрения, принять активное участие в обсуждении вопросов и проблем, обменяться опытом.
· Клубы
· Семинары
· Мастер – классы
· Консультации
· Родительские собрания
· Памятки, буклеты, листовки
Важную роль во взаимодействии детского сада и родителей играет образование родителей, которое помогает выстроить единую линию в образовании и развитии детей. С этой целью в ДОУ проводятся тематические семинары, для родителей «Первый раз в детский сад», «Скоро в школу», родительские всеобучи «Растим патриота», «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Не менее популярной формы взаимодействия с родителями стали папки – передвижки, памятки, буклеты. Родители за небольшой период времени могут получить полезную информацию, совет или рекомендацию.
Активно в своей деятельности с родителями педагоги используют мастер классы, которые помогают родителям понять и увидеть в самых сложных заданиях простоту, новизну, увлекательность.
Совместная деятельность:
· Досуги, праздники, развлечения
· Конкурсы, выставки
· Проектная деятельность
· Партфолио для детей
· Экскурсии
· Дни добрых дел, акции
Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в досугах, праздниках, развлечениях. Живое общение с мамой в образе волшебницы, мамы кошки, а папа в образе кота или Ильи Муромца приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В спортивных праздниках («Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья», Дни здоровья).
Не меньший интерес вызывает у родителей составление детского портфолио, такие разделы как: герб семьи, романтика путешествий, моя семья. Родители задумываются о том, какие интересы их объединяют, чем удивительна и самобытна их семья, какую огромную роль играет она в жизни ребенка, в становлении его личности.
Совместно с родителями организуются тематические выставки, фото коллажи, например, «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «Папа может….», «Мамины руки не знают скуки». Участвуя в них, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали. Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким.
Обратная связь:
Активное участие принимают родители в анкетировании и различных опросах, с результатами которых педагоги знакомят родителей на родительских собраниях.
Особый интерес вызвала у родителей появившаяся в каждой группе – родительская почта, где каждый родитель может написать свое пожелание, рекомендацию или задать вопрос любому работнику ДОУ.
Работа консультационного пункта для родителей, целью которого является оказание помощи родителям в приобретении педагогических знаний, знаний особенностей физического и психического развития ребенка, знакомство их с практикой работы с детьми.